Присоединиться к нам

Формирование у детей и подростков интереса к изучению истории родного края через изобразительную деятельность

Исходная ситуация

Сейчас дети и подростки практически не интересуются историей родного города. То, что происходило 100-200 лет назад, кажется им далеким и скучным, а ремесла и промыслы – забытыми и ненужными на фоне стремительно меняющихся инноваций. Это ведет к обесцениванию материального мира прошлого, вандализму по отношению к памятникам и историческим местам, неуважению к ручному труду.

Программы дополнительного образования по краеведению зачастую рассчитаны всего на несколько занятий, плюс обзорная экскурсия в местный краеведческий музей.

Проблема. Благополучатели.

Для детей 6-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях совсем не предусмотрены занятия, знакомящие с историей и культурой родного города и его окрестностей. Причина – нет нужного наглядно-практического материала.

Благополучатели проекта являются как дети дети 6-10 лет, так и их родители, преподаватели образовательных организаций.

Решение. Описание модельной практики.

Проект реализуется на территории города Покров, поселков Вольгинский, Введенский, деревни Марково, Перепечино Петушинского района Владимирской области.

К началу XX века в Покровском уезде было развито 40 промыслов и ремесел, в том числе уникальные отхожие промыслы: плотницкий и столярный. В рамках проекта дети рисуют на различные темы, связанные с процессом работы мастеров, местами производств, а также современных воплощений старинных кустарных промыслов.

10 самых интересных исторических промыслов и ремесел Покровского уезда стали основой обучающего альбома «Земля Покровская: промыслы и ремесла». Его соавторы –  дети, чьи рисунки были выбраны для иллюстрирования, они получили специальный знак «Юный художник Земли Покровской» и дальнейшее кураторство как юные талантливые художники.

Изданный альбом распространен во все образовательные организации в качестве дополнительного пособия для уроков краеведения. В рамках проекта организованы выставки, круглые столы, на которых рассматривались вопросы взаимодействия краеведения и изобразительной деятельности.

Реализация.

Организация, реализующая проект:

Автономная некоммерческая организация дополнительного образования, социального и культурного развития «Арт-школа «Рисуем»

Руководитель  – Суздальцева Светлана Николаевна

Проект поддержан Фондом президентских грантов в 2021 г.

Контакты

Владимирская область, Петушинский район, город Покров, ул. К.Либкнехта, д. 13

Веб-сайт:  http://art-pokrov.com/

Результаты.

Образовательно-художественный проект «Земля Покровская» реализуется с февраля по ноябрь 2021 года АНО «Арт-школа «Рисуем».  За это время проведено 10 тематических занятий и 10 мастер-классов по изобразительной деятельности, в которых приняли участие около 200 детей и подростков.

В процессе работы над проектом собран исторический, культурный и краеведческий материал по промыслам и ремеслам Покровского уезда XIX-нач. XX веков, на основе которого создана новая методика работы для творческой деятельности детей и подростков. На мастер-классах и обучающих занятиях педагоги вместе с детьми воплощали в художественных образах атмосферу Покровского уезда XIX века. Было найдено много методических приемов, соединивших историю, краеведение и изобразительную деятельность.

Создана специальная карта Покровского уезда XIX века для детей с условными обозначениями промыслов и ремесел во всех 20 волостях Покровского уезда.

Созданы специальные экскурсионные программы в музеях (Краеведческий музей г. Покров, парк-музей «русский остров» дер. Желудьево), которые включены теперь в методический фонд по изучению краеведения. Создана и реализуется специальная экскурсионная программа по выставке «Земля Покровская. Промыслы и ремесла», позволяющая через детское творчество изучать историю родного края.  Получен новый педагогический опыт, позволяющий разрабатывать оригинальные методики по взаимодействию краеведения и изобразительной деятельности.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Проект очень интересен тем, что дает возможность детям познакомиться с художественными промыслами Владимирского края на довольно высоком профессиональном уровне. Это залог того, что освоенные ими навыки будут передаваться и дальше.

Интерес к художественному творчеству поддерживается пониманием того, что все, что изучается, это близкое наследие, память о своих предках, о том, что происходило здесь рядом, на этой земле.

Проект может быть легко тиражирован в любом районном центре  на базе художественной школы, модельной библиотеки или просто школы. У проекта также хорошее будущее в плане расширения тематики мастер-классов и включения в нее изучения, например, городских и сельских обычаев, праздников и т.д.