Присоединиться к нам

Исходная ситуация

Школьники по всей России заканчивают учиться в конце мая, в это время до сентября также закрываются практически все кружки, секции, программы дополнительного образования, которые для преобладающего большинства школьников являются необходимым внешним контролем и стимулом к саморазвитию.

Летом, как правило, растет преступность среди несовершеннолетних — у детей много свободного времени, они предоставлены сами себе. Избыток времени и безнадзорность — два фактора, влияющие на рост детской преступности, по версии исследователей и журналистов. (https://iz.ru/973193/ivan-petrov-ivan-nosatov/melkaia-ugolovshchina-deti-i-podrostki-sovershaiut-vse-bolshe-tiazhkikh-prestuplenii).

Кроме того, сейчас заметно снизилась  мотивация детей и подростков к чтению. Бумажные книги, объёмные произведения практически перестали интересовать ребят. Они скорее выберут электронные носители с короткими текстами. В некоторых случаях это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение пересказов, использование готовых сочинений и рефератов).

Проблема.

В малых городах и сельской местности отсутствуют какие-либо возможности для саморазвития, повышения мотивации и предметных навыков в каникулярный период для детей из благополучных семей с высоким образовательным запросом.

Отсутствие позитивного образовательного, читательского и коммуникативного опыта тормозит личностное и профессиональное самоопределение ребенка.

Проект направлен на решение следующих проблем:

  1. вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи;
  2. формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи;
  3. создание системы образовательных услуг, обеспечивающих развитие детей, независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения.

Благополучатели:

  1. школьники, которые получают качественное общение и развитие
  2. студенты вузов, которые получают возможность попробовать себя и найти свое предназначение
  3. родители школьников. 

Решение. Описание модельной практики.

Образовательная программа «Летняя школа» — одна из форм работы с детьми в летний период. Она призвана наполнить досуг ребят полезным содержанием, а также повысить мотивацию к обучению и развитию.

Это комплекс интерактивных предметных лекций от студентов ведущих вузов России, которые помогают школьникам во время каникул восполнять пробелы школьной программы, углубленно изучать темы более высокого уровня, тренироваться в решении олимпиадных заданий.

“Летняя школа” — неформальное образование. Это отход от канонических правил: можно пить чай, свободно общаться. Структура занятий выстраивается так, чтобы было интересно всем участникам процесса. Используются мемы, сказки, песни под укулеле, но всё это преследует образовательные цели.

Отдельную роль в проекте играют преподаватели — студенты ведущих вузов России. Слушателям школы интересно с ними общаться, а небольшая разница в возрасте обуславливает схожесть интересов.

Для студентов опыт преподавания — возможность профессионального самоопределения, осознание своего лидерского типа и самореализации.

Организация, реализующая проект, руководитель, контакты.

Владимирская региональная общественная детско-молодежная организация содействия и продвижения детских и молодежных инициатив «Союз Первой Школы».

Руководитель проекта: Ирина Кондратьева, Президент ВРОДМО «СОЮЗ ПЕРВОЙ ШКОЛЫ» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ № 1» г. Гусь-Хрустальный

 Адрес: Владимирская обл, г Гусь-Хрустальный, ул Менделеева, д 20

Телефоны:  +7 (910) 090-10-19; +7 (910) 414-75-38

Веб-сайт:  https://союзпервойшколы.рф/

Результаты проекта.

Первая “Летняя школа”, которая прошла в 2015 году, была направлена на работу с одаренными старшеклассниками. Проект так понравился участникам (причем как ребятам, так и их педагогам-студентам), что получил свое развитие и на следующий год.

2016 год – “Летняя школа” проводилась для всех желающих, особым вниманием были окружены дети, находящиеся в социально опасном положении.

2017 год – “Летняя школа” прошла на краеведческом материале.

2018 год – год погружения в английский язык, большая часть лекций велась на английском языке (60 участников).

2019 год объявлен Годом русского языка, тема «ЛШ – 2019» – «Русский язык и русская литература» (200 участников).

«Летняя Школа – 2020» прошла в формате Филологической недели на базе Первой школы в онлайн- и офлайн-форматах (120 участников).

«Летняя Школа — 2021» прошла на базе ДОЛ «Березка» в Ковровском районе (160 участников).

В “Летней школе” проводятся занятия по 8 направлениям:

— разговорный английский

— школа журналистики

— школа дизайна

— школа туризма

— школа театра

— школа культурологии

— филологическая школа

— экономико-правовая школа.

Преподаватели — это студенты и выпускники МГУ, ВлГУ, МГИКа, СПбГУ и других ведущих вузов страны, профессиональные юристы, журналисты, сотрудники PR-агентств, дизайнеры и школьные учителя.

Многие преподаватели “Летней школы”, независимо от вуза, в котором они учатся, связывают свою жизнь с образовательной сферой и начинают работать в школах и образовательных центрах, занимаются репетиторством. Попробовав свои силы в проекте, они нашли эту сферу деятельности наиболее подходящей для своей самореализации.

В городе Гусь-Хрустальный программа «Летняя школа» — единственная возможность саморазвития, повышения мотивации и предметных навыков для детей из благополучных семей с высоким образовательным запросом.

Управление образования города Гусь-Хрустальный высоко оценило результаты реализации проекта в 2019 году. Руководитель проекта получил премию Губернатора Владимирской области.

Вариант соседства высокомотивированных детей и детей, относящихся к категории «трудные», добавляет социальной значимости программе. Преобладающее большинство первых создает мотивирующую обстановку для вторых и показывает альтернативную картину представлений о подростковом развитии и времяпрепровождении. Это обширное поле для социального проектирования и создания профессионального комьюнити общественников во Владимирской области в целом, которые могут минимизировать подростковую незанятость и социальную дезориентацию.

Несмотря на ограничения, которые были наложены в 2020 году на детский отдых (лагеря во Владимирской области были закрыты), “Летняя школа-2020” прошла очень насыщенно. Была проведена Филологическая неделя на базе первой школы города Гусь-Хрустальный. В онлайн- и офлайн-форматах прошли занятия для 120 человек. На фоне полного отсутствия организованной занятости Филологическая неделя стала глотком свежего воздуха для школьников города и области.

К проведению лекций для родителей выпускников и родителей будущих первоклассников подключили психолога. Более 2000 просмотров записи говорит само за себя. Формат лектория для родителей будет продолжен и в следующих проектах.

Таким образом, делая упор на детско-молодежную аудиторию и ставя во главу угла популяризацию образования, руководители проекта обеспечивают повышение интереса к участию в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, что способствует профориентации детей и подростков.

Проект проводился на средства грантов различного уровня. Сначала это было 10 тысяч рублей от города, 30 тысяч рублей от области. Потом был грант на «Территории смыслов», именно на эти 100 тысяч закупили оборудование для печати учебных материалов, пошили форму, заказали раздатку: сумки, папки, ручки. 

В 2019 году после регистрации некоммерческой организации «Союз Первой школы» выиграли первый Президентский грант — 450 тысяч рублей. В него уже заложили небольшую зарплату для преподавателей, расходы на переезд (потому что раньше ребята всегда приезжали за свой счёт), форму, рюкзаки, ламинатор, резак и т. д. 

Проект развивался на средства Фонда президентских грантов в 2020 и 2021 годах.