Исходная ситуация
Владимирская область относится к «вымирающим областям». В 2019 году из неё в другие регионы России уехало больше 20 тысяч человек, что на 3500 больше, чем в 2018 году. Каждый второй школьник области мечтает хорошо сдать ЕГЭ и уехать учиться в Москву, Санкт-Петербург или Нижний Новгород. 12% выпускников поступают в образовательные
учреждения за пределами страны, 65% в вузы за пределами региона. И только пятая часть ребят остается учиться в области. Дети с заведомо лучшими стартовыми возможностями покидают свой регион.
По данным Государственной программы Владимирской области “Развитие образования” на 2014-2020 годы; в сельской местности функционирует 4 учреждения дополнительного образования – все школы искусств, расположенные в районных городах или крупных поселках.
Такая ситуация типична для всех сельских населенных пунктов не только Владимирской области, но и всей России. Для сельских школьников созданы недостаточные условия для развития кругозора, приобретения современных профориентационных навыков. Дети из сельской местности крайне редко выезжают за пределы своего района и к
окончанию школы не имеют представления о возможностях и перспективах дальнейшего обучения, трудоустройства, самореализации. Отсюда незнание: куда можно приложить свои силы после окончания школы, чтобы улучшить жизнь в своем регионе.
Проблема. Благополучатели
По данным МБОУ «Весьевская ООШ», только 30% детей за последние три года побывали в областном центре – городе Владимире, 30% в ближайшем районном центре – городе Суздале. Тех, кто был в обоих городах, нет. В других городах Владимирской области они не были. Примерно 30% учащихся Порецкой средней школы за последние три года побывали в трех районах области.
Анализ проблемы показал, что школьники не знают истории своей малой родины, ее потенциальных возможностей и перспектив. Внедрение в школах области инновационной образовательной программы «Путешественники по родному краю» решило бы обозначенные проблемы. Учителя с энтузиазмом отнеслись к проекту и были готовы в нем участвовать в качестве волонтеров. Но это не профильные учителя. Для того, чтобы они смогли преподавать краеведение, им необходима методическая база. Проблема современной школы, сельской и часто городской, – нехватка
профильных педагогов, особенно географов. По данным Владимирского института развития образования им. Л. И. Новиковой, меньше чем в 1/3 школ области географию преподают специалисты. Поэтому было решено создать
единый комплекс программно-методических материалов инновационной интернет-площадки «Путешественники по родному краю». Это позволит развивать проект даже в тех школах, где нет профильных педагогов. Целевая аудитория проекта – учащиеся сельских общеобразовательных школ, дети из социально незащищенных слоев населения: из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных, дети, стоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Решение. Описание модельной практики
Проект “Путешественники по родному краю” направлен на создание и апробацию на примере Павловской средней школы Суздальского района Владимирской области инновационной образовательной программы для школьников от 10 до 17 лет.
Мероприятия проекта включают:
– разработку инновационной программы «Путешественники по родному краю», включающую изучение 4 предметов;
– проведение занятий по географии Владимирской области с участием педагогов школы и привлеченных специалистов Владимирского областного отделения Общероссийской общественной организации «Русское географическое общество», преподавателей Владимирского государственного университета;
– проведение занятий по краеведению с участием педагогов школы и привлеченных специалистов Владимирской областной общественной организации «Союз краеведов Владимирской области», преподавателей Владимирского государственного университета;
– проведение занятий по мультимедийному сторителлингу с участием куратора – редактора проекта и привлеченных специалистов-практиков из владимирских СМИ;
– проведение занятий по основам экскурсионного дела с участием руководителя проекта;
– проведение выездных мероприятий в муниципальных районах области, во время которых школьники смогут побывать в музеях, увидеть природные объекты, предприятия, учебные заведения; при необходимости будут организованы встречи с интересными людьми- жителями этих районов.
Для лучшего усвоения материала подготовлены интересные творческие задания, например, написать заметку про завод или природу района, сделать фото или видеорепортаж, самостоятельное проведение экскурсии и др. Эти заметки и репортажи выкладываются в специально созданной группе во “ВКонтакте “Путешественники по родному краю”.
Таким образом, школьники не только сами приобретают новые знания и навыки, но и тиражируют их своим сверстникам – пользователям Сети, формируя интерес к своему региону. Проект предусматривает возможность его мультипликации в других сельских населенных пунктах Владимирской области и регионах России. По итогам реализации проекта и апробации программы «Путешественники по родному краю» разработаны методические материалы, на основе которых любая сельская школа сможет внедрить у себя эту программу. Для педагогов Владимирской области проводится открытое выездное мероприятие с презентацией проекта и его результатов с участием школьников.
Организация, реализующая проект, руководитель, контакты
Автономная некоммерческая организация “Агентство создания, продвижения и реализации экскурсионных, культурно-развлекательных, познавательных и образовательных туристических маршрутов”
Руководитель проекта Климова Алла Константиновна
600021, г. Владимир, ул. Красноармейская, д. 43Б, пом. 29
Результаты проекта
Проект был реализован в селе Павловское Суздальского района Владимирской области. В нем приняли участие учащиеся Павловской средней общеобразовательной школы с 5 по 8 класс, 10 класс, в том числе дети из социально незащищенных слоев населения: 8 из многодетных семей, 7 из малообеспеченных семей, 2 из неблагополучных семей, дети, стоящие
на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, дети из дальних сел и деревень.
Реализация проекта началась в ноябре 2019 года с разработки программы «Путешественники по родному краю». Над ней работали лучшие учителя географии, краеведы, преподаватели ВлГУ, владимирского филиала РАНХиГС. С января 2020 года проводились занятия по географии, краеведению, экскурсионному делу и мультимедийному сторителлингу. Группа из 40 учащихся была разделена на две подгруппы – экскурсоводы и журналисты. Познавательный проект «Путешественники по родному краю» понравился детям. Если в первую неделю работы проекта педагоги убеждали детей в нем поучаствовать, то к концу первого месяца занятий ребята очень заинтересовались и количество желающих увеличилось до 50. В период пандемии был сделан сайт http://путешественники33.рф Первоначально интернет-портал планировался для ребят и учителей, занятых в проекте «Путешественники по родному краю». Но его востребованность оказалась выше. Интерес к краеведению растет, а материалов для его преподавания нет. По инициативе педагогов-методистов проекта сайт путешественники33.рф стал доступен всем, кто любит наш край и хочет сохранить и передать
знания о нём. Кроме уроков по краеведению, на сайт стали выкладывать видеоуроки по
мультимедийному сторителлингу и экскурсионному делу. В рамках выездных мероприятий ребята посетили Петушинский, Судогодский, Собинский, Киржачский, Юрьев-Польский, Ковровский районы. Некоторые участники смогли попробовать
себя в роли экскурсовода.
За 2020-2021 учебный год учащиеся побывали в шести районах области, увидев больше 40 объектов: 8 предприятий, 3 предприятия сельскохозяйственной и перерабатывающей направленности, 13 музеев, 2 природных объекта, 2 учебных заведения, 10 памятников истории и культуры. Также состоялись две пресс-конференции с интересными людьми (предпринимателями-меценатами), 3 подробные обзорные экскурсии по городам, включая посещение единственного в России города, который строится на частные инвестиции – Доброграда.
Проект оказался настолько востребованным, что получил продолжение и развитие. “Путешественники по родному краю. Апгрейд” это первая часть большого проекта, который при поддержке Владимирского института развития образования им. Л. И. Новиковой планируется запустить в школах области. Это создание инновационной образовательной интернет-площадки, которая включает научно-познавательный материал по каждому району Владимирской области: 16 уроков-фильмов по 16 районам Владимирской области, сделанные на основе научного материала, собранного учителями-краеведами.
«Кинопутешественники по родному краю» – еще одно продолжение краеведческого проекта, направленного на глубокое изучение школьниками родного края, выработки у них умений и навыков презентации и самопрезентации, необходимых в современном обществе, и самое главное – создание на селе проекта дополнительного образования, отвечающего
требованиям современных детей. Учащиеся 5-8 классов работают над кинопроектом. Готовый видеоматериал должен
отражать знание краеведения. Всего планируется подготовить не менее 20 минут готового видеоконтента, который ляжет в основу дополнительного материала для школ по дисциплине “Краеведение и окружающий мир”. В проекте также предусмотрена встреча с журналистом центрального ТВ, включающая просмотр фильма, сделанного ребятами, выездное мероприятие на киностудию Мосфильм и телебашню «Останкино». Подготовленный видеоматериал будет
размещен на странице в «Путешественники по родному краю» во “ВКонтакте”, канале Ютуб, методическом портале “Путешественники33.рф”